воскресенье, 7 февраля 2016 г.

Монастырские крестьяне и церковные бобыли Данкова в XVII в.


Бедность - не добро, но доброе пользование бедностью - добро.
Преп. Иоанн Златоуст

Преобладающим населением г. Данкова и его слобод в XVII в. были служилые люди различных категорий: дети боярские, сторожевые и полковые казаки, стрельцы, пушкари и затинщики. Незначительным числом крестьян владели «старые» данковские помещики – боярин И.Н. Романов, Д. Л. Муромцев, М.И. Спешнев, К.Б. и В.Б. Хрущовы и С.М. Ренев. В слободке боярина И.Н. Романова жили дворники (дворовые и деловые люди)[1]. Священники и притч городских церквей составляли лишь 1% от всего населения города. Однако среди обывателей данковского посада стоит выделить еще две категории жителей – церковных бобылей и монастырских крестьян. В настоящей статье рассмотрим эти группы населения подробнее.
Летом 1618 г. данковская крепость была сожжена отрядом казацкого полковника Михаила Дорошенко, пришедшего рейдом в центральную и южную Россию в составе запорожского войска гетмана Петра Сагайдачного. Осенью 1619 г. под руководством воеводы Ф.Г. Аладьиным город был построен на новом месте в 30 верстах южнее, при впадении реки Вязовенки (Вязовни, Вязовки) в Дон. Вместе с постройкой нового города возрождалась и духовная жизнь – строились храмы. В том же 1619 г. был возведен первый храм г. Данкова – Рождество-Богородицкий собор, который по праву считался преемником аналогичного в «старом» городе[2]. Вместе с тем церкви строились в слободах служилых людей: в Стрелецкой слободе – храм Дмитрия Солунского, в Казачьей слободе – Николая Чудотворца и Георгия Победоносца, в Пушкарской – Параскевы Пятницы, в слободе сторожевых казаков – Рождества Христова, в казачьей Богословской слободе – храм Иоанна Богослова[3]. В новом Данкове между 1619 и 1627/28 гг. была основана пустынь, выросшая впоследствии в Покровский мужской монастырь[4]. Об ее основании свидетельствует запись в писцовой книге 1627/28 гг.: «В Донкове на посаде и усть речки Вязовки вниз реки Дону пустыня, поселилась внове»[5]. В том же монастыре: «церковь Пречистые Богородицы да предел Николы Чудотворца»[6].


Храм Рождества Христова в Сторожевой слободе г. Данков. Фото автора, февраль 2010 г.

При церквях г. Данкова жили безземельные и обездоленные люди – бобыли, по мере своих возможностей платившие оброк в пользу причта. В источниках 20-40-х гг. XVII столетия крестьяне Покровского монастыря также нередко именовались бобылями и лишь в 50-х – собственно крестьянами. Происхождение церковных и монастырских бобылей  различно. Прозвища «коломнетин», «епифанец», «смолянин» могут говорить о географии происхождения людей, живших за Покровским монастырем. Среди бобылей г. Данкова были нищие, разоренные крестьяне, родственники служилых людей, сироты. К примеру Емелька Егармин, Макарка Мархачов, Лазарь Кожемякин, Сергей Искосков, Андрей Искосков, Еутроп Искосков, Терех Бровкин и Устин Сомов,  жившие в 40- 50 гг. в бобылях за Покровским монастырем, были сыновьями и братьями данковских стрельцов, казаков и пушкарей[7]. Данный переход из одной социальной категории в другую, вероятно, носил индивидуальный характер. Пытаясь укомплектовать «недоборные» и «убылые» места в стрелецком и казачьем гарнизоне города, к службе привлекались и бобыли. В 1641 г. вместо выбывших двух стрельцов на их место были взяты церковные бобыли: от дмитриевского попа Никиты Тимошка Пруцкий, а от пятницкого попа Павла Абакумка Еремин. На пустые казачьи места в том же году были взяты: от егорьевского попа Никиты Агапова бобыль Кленка Вешняков, а от дмитриевского попа Никиты – Афонька Зайцев и Ивашка Микулин[8].
В 1657 г. дьяк С.И. Заборовский переписал данковских ратных людей и их родственников. Многие стрельцы и казаки были записаны в драгуны, копейщики, рейтары и солдаты Белгородского полка. Некоторые сведения позволяют утверждать, что в службу полков «иноземного строя» были определены также выходцы из данковских бобылей. В 1659 г. служилые люди Сергей Дегтярев сотоварищи подали в Поместный приказ челобитную, в которой просили отвести им землю на своих старых селищах – под Теплым липягом[9]. Челобитчики назвались беспоместными детьми боярскими. Однако в Поместном приказе заинтересовались прошением и попросили сделать выписку о предках этих служилых людей. Вследствие чего было установлено, что отцы их вовсе не дети боярские: «и оне Сергей Дехтерев сотоварищи бутто безпоместные дети боярские и они … не дети боярские, верстались из стрельцов, из козаков, из пушкарей из беглых солдат, из беглых московских стрельцов, из дворников, из поповых бобылей»[10].
В Фонде Разрядного приказа Российского государственного архива древних актов (РГАДА, г. Москва) сохранились «Тетрати донковским рейтаром, дрогуном и даточным солдатом и всяким служилым людем Белагороцкого полку 178 (1670) году», в которых записаны даточные солдаты, определенные в полки иноземного строя от всех помещиков Данковского уезда, Покровского монастыря и из церковных бобылей. Согласно  этим записям из бобылей Покровского монастыря происходил даточный солдат Белгородского полка Макарка Малафеев, а из «церковных земель, что в Данкове на посаде» – Микишка Терентьев[11].
Численность церковных и монастырских бобылей постоянно варьировалась, представим ее в виде следующей таблицы.

Численность бобылей г. Данкова с 1627/28 по 1654 гг.[12]


Бобыли

1627/28 гг.

1645 г.

1646 г.

1647 г.

1652 г.

1654 г.
Покровские
4
27
54
27

22
Егорьевские

2

4
5
5
Рождественские

4

3
2
3
Дмитриевские

6

7
2
6
Соборные

3

4


Пятницкие

7

6
3
4

         Итак, сделаем некоторые выводы. В церковных бобылях г. Данкова жили обедневшие ратные люди, «гулящие люди» из крестьян других уездов (о чем могут говорить прозвища «коломнетин», «епифанец» и др.). Некоторые из церковных и монастырских бобылей становились служилыми людьми – стрельцами, казаками, даточными солдатами полков иноземного строя. Проживая на данковском посаде, церковные и монастырские бобыли занимались различными ремеслами. В источниках 1640-50-х гг. можно встретить швеца, чеботаря, масленика и т.п. Как социальная группа церковные бобыли практически исчезают к последней четверти XVII столетия, а монастырские – полностью переходят в категорию крестьян. Вниманию читателей предлагается один из списков церковных и монастырских бобылей (крестьян) г. Данкова XVII столетия. Публикуется в соответствии с правилами публикации архивных документов[13].

Приложение

1653 г. – Монастырские крестьяне и церковные бобыли г. Данкова, объявившиеся на смотре

(Л. 41) Монастыря Покрова Пресвятыя Богородицы и Великого Чюдотворца Николы крестьяне, живут в Донкове на посаде:
Васька Клюквин, Устинка Сомов, Власко Кобылкин, Афонка Зайцев, Корнюшка Кривой, Федотко Бабкин (Л. 41 об) Ивашко Вощанов, Якушко Устинов, Ивашко Раевкин, Максимко Буланой, Емелька Егармин, Макарко Морхачов, Федька Онтонов, Дениско Роспопов, Якушко Филипов, Фатюшка Алферов, Карпик Кучин, Мишка Чюжиков, Ермошка Томилин, Лазарко Кожемякин, Ивашко Соломатин, Васька Микитин. И всего монастырских крестьян дватцать два человека без ружья пешие.
Церкви Рожества Христова бобыли:
Панкрашка Клокунов, Данилка Драчун, Федька Миткалов.
(Л. 42) Церкви великомученика Димитирея бобыли:
Оска швец, Юрка Гончаров, Кондрашка Миронов, Ивашко Дудин, Зиновейко Гнутой, Савка понамарь.
Церкви великомученика Христова *–Егорья–[14] бобыли:
Гришка Филимонов, Сенька Парамонов, Ефимко Селиванов, Митька Черново, Сенька коломнетин.
Церковь великомученицы Парасковеи нареченныя Пятницы бобыли:
Ивашко епифанец, Гришка Самойлов, Потапко Проявов, Якушко Кобызев.
(Л. 43 об) И всего церковных бобылей объявилось на смотре осмнатцать человек без ружья пешие.

РГАДА. Ф. 210. Оп. 6д. Книги Белгородского стола. Д. 91.




[1] Подробнее см. Ракитин А.С. Слобода бояр Романовых в Данкове и ее население в XVII в. Постановка вопроса // Материалы четвертых Панюшкинских чтений. Липецк, 2014. С. 50-53.
[2] Клоков А.Ю., Найденов А.А. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район. Липецк, 2011. С. 31.
[3] Клоков А.Ю., Найденов А.А. Указ. соч. С. 63, 73, 75, 85, 93, 105.
[4] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 229. Л. 411-428 об.
[5] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 13334. Л. 1227 об.
[6] Клоков А.Ю., Найденов А.А. Указ. соч. С. 402.
[7] РГАДА. Ф. 210. Оп. 21. Д. 91. Л. 41-41 об; РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Столбцы Белгородского стола. Д. 243. Л. 80.
[8] http://fortuna3.comtv.ru/Dankov.htm
[9] Будущее село Теплое Данковского уезда.
[10] РГАДА. Ф. 210. Оп. 16. Столбцы Поместного стола. Д. 102. Л. 13.
[11] РГАДА. Ф. 210. Оп. 7а. Дела разных городов. Д. 29. Л. 7 об.
[12] Таблица составлена по следующим источникам: РГАДА. Ф. 210. Оп. 7а. Дела разных городов. Д. 98. Л. 90-90 об; РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 313. Л. 276-277; РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Столбцы Белгородского стола. Д. 243. Л. 80; РГАДА. Ф. 210. Оп. 21. Д. 91. Л. 41-42, 60-60 об; РГАДА. Ф. 210. Оп. 21. Д. 93. Л. 5-5 об. Сделаем небольшое примечание: егорьевские бобыли – бобыли церкви Георгия Победоносца в Казачьей слободе, рождественские – бобыли церкви Рождества Христова в Сторожевой слободе, дмитриевские – церкви Дмитрия Солунского в Стрелецкой слободе, соборные – Рождество-Богородицкого собора, пятницкие – церкви Параскевы Пятницы в Пушкарской слободе. В 1646 г., по всей видимости, дана общая численность всего бобыльского населения г. Данкова – 54 человека, проживающие в 30 дворах. В 1654 г. монастырские бобыли фиксируются в источниках как крестьяне, на смотре объявились также девять человек их детей, три брата и один зять (РГАДА. Ф. 210. Оп. 21. Д. 91. Л. 60-60 об).
[13] Правила издания исторических документов в СССР. 2-е издание, переработанное и дополненное. М. 1990.
[14] Написано поверх строки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий